Научное изучение, сбережение и трансляция документальной памяти, являющейся особым типом исторической памяти, — ключевая проблема в процессе формирования парадигмы национального самосознания России. Рукописное наследие крупнейшего государственного деятеля XIX века, идеолога модернизации России Михаила Михайловича Сперанского (1772–1839) представляет собой важнейший сегмент документальной памяти российской государственности и является источниковым выражением реформаторского процесса александровского и начала николаевского царствований. Направленный на развитие и усовершенствование государственного и общественного строя Российской империи, формирование социально-экономических и политических основ буржуазного государства и общества, данный процесс в объемном формате нашел отражение в законодательных проектах и преобразовательных записках Сперанского 1802–1839 гг. Между тем, его документальное наследие, основной массив которого отложился в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, а также в фондах высших и центральных государственных учреждений Российского государственного исторического архива, до сих пор в полном объеме не описано и не систематизировано. Рукописи, в массе представляющие собой автографы карандашом, стираются, утрачивается возможность их научного использования, возникает потребность в оцифровке. Итак, теоретико-проективное творчество Сперанского, отражающее сложный процесс российской модернизации, обнаруживающее комплекс проблем и задач, стоявших перед имперской властью в ходе разработки и реализации единой реформаторской программы в правление Александра I и начале царствования Николая I, требует не только своего целостного анализа и осмысления, но сохранения и трансляции.
Представляемый проект предполагает создание информационной базы реформаторских проектов и преобразовательных сочинений Cперанского за весь период его государственной деятельности, формирование теоретического концепта и практической модели сохранения документального наследия реформатора и передачи его в академическом формате следующим поколениям исследователей.
Научная значимость и актуальность решения обозначенной проблемы обусловлены принципиальной важностью для отечественной истории формирования информационного ресурса документальной памяти российской государственности, важнейшей составной частью которого является рукописное наследие Сперанского. Проект направлен на исследование механизмов формирования, выработку модели описания и систематизации фундаментального комплекса архивных материалов великого реформатора как документально-исторического и историко-культурного достояния России, а также – создание академических форм его научной реализации и использования.
Актуальность проекта также связана с важностью определения места идеологического преобразовательного наследия Сперанского в российском историческом процессе. Несмотря на общепризнанное значение Сперанского как великого реформатора России, существенно повлиявшего на ход ее исторического развития, в отечественной и зарубежной историографии его творчество анализируется на основе нескольких общеизвестных проектов и записок, относящихся, главным образом к 1802–1809 гг., т. е. к первому либеральному периоду царствования Александра I. Материалам 1821–1839 гг. не уделяется достаточного внимания.
Исследовательской целью представленного проекта является обобщение реформаторского опыта в целом первой трети XIX века. Научная значимость и актуальность обозначенной темы определяется принципиальным значением для отечественной истории проблемы модернизации российской государственности, рассмотренной на основе изучения, сохранения и трансляции законодательных проектов и преобразовательных записок самого крупного представителя просвещенной бюрократии этого времени – Сперанского. Именно им были разработаны теоретико-концептуальные основы важнейших модернизационных процессов императорской России в системе законодательства, высшего, центрального и местного управления, финансово-экономической структуре, социальной сфере. При этом социально- экономическая отсталость страны, политическая неразвитость поместного дворянства и непросвещенность народа способствовали адаптации просветительских принципов «законности» и «естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина» к самодержавно-крепостническим условиям страны и предопределили приоритет государства и государственных интересов в правительственных преобразовательных проектах. В наибольшей степени это нашло отражение в конце александровской начале николаевской эпох. Специфической чертой российской модернизации 1820-х – 1830-х гг., обусловленной внешними и внутренними вызовами и воплощенной в реформаторском наследии Сперанского, являлась официальная установка на постепенность и осторожность движения вперед. Правительственная преобразовательная программа, основанная на идеологической установке об особости исторической судьбы России и её самобытности, позволяющей избежать ошибок западной цивилизации и выработать наиболее безболезненный путь естественного развития, выдвигала на первый план задачи обеспечения государственной безопасности и сохранения социальной стабильности в стране.
С 1821 по 1839 г. Сперанский являлся членом всех важнейших комитетов при Государственном совете – Финансового, Сибирского, Азиатского, возглавлял Комиссию составления законов, а затем II Отделение СЕИВК и Департамент законов Государственного совета, а также Комитеты для составления вексельного, торгового, рекрутского уставов. Помимо этого, он являлся идеологом ряда секретных комитетов, созданных при Совете: Комитета 6 декабря 1826 года, разрабатывавшего реформаторскую программу правительства, Комитета о состояниях 1829 г. и Комитета «для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий» (1835–1836 гг.). Об этом свидетельствуют проекты и записки Сперанского, посвященные идеологической концепции деятельности Комитета 6 декабря и крестьянские проекты. Направленные на ограничение крепостного права путем ликвидации личного рабства при сохранении крепостничества по земле, в своем основании они имели идею двуединой крестьянской реформы.
Сперанский рассматривал преобразования в казенной деревне как подготовительный, переходный этап и предлагал использовать их в качестве модели для устройства помещичьих крестьян.
Особую важность проектам и запискам Сперанского придает то обстоятельство, что они отражают не только конкретные подходы, механизмы и меняющиеся обстоятельства решения сложнейших проблем государственного строительства и создания основ гражданского общества «сверху», но и пути оформления модели александровской, а затем николаевской преобразовательной политики. В основе модернизационного процесса лежала единая реформаторская программа, носящая последовательный, системный и взаимосвязанный характер. Явное объединяющее начало в постановке вопроса о законодательной реформе и связанных с ней институциональных и социальных преобразованиях, как при Александре I, так и Николае I, свидетельствовало о преемственности. При этом николаевская модель, являя собой логическое продолжение предшествующего официального реформаторства, имела с ним, как схожие, так и отличительные черты. Так, кризис александровского либерализма, паралич государственной власти в период междуцарствия и день 14 декабря 1825 г. актуализировали важнейшую стратегическую цель – стабилизировать государственную систему абсолютной монархии путем усиления единства идеологии и практики правительственного консерватизма. Тактическим средством ее достижения определялся новый тип абсолютизма, сочетающий сильную авторитарную власть монарха с усовершенствованной системой государственного управления и фундаментальным кодифицированным законодательством. С этим связаны проекты Сперанского 1827–1830 гг. о пересмотре функций Государственного совета, создании Комиссии «обозрения государственных дел», формировании единой государственной административной системы, базирующейся на подсистемах центрального, местного и сословного управлений, их институциональном взаимодействии. Положение же о «единстве власти», возвращение к принципам «Учреждения для управления губерний», т. е. их подчинения министерствам и Сенату, нашло отражение в записках и проектах начала 1830 х гг., посвященных губернской реформе, усовершенствованию уездной, волостной и городской администрации. Для эффективного решения поставленных задач необходимы были финансовая устойчивость и контроль над социальными процессами. Записки Сперанского этого времени, посвященные состоянию финансов в России и предлагавшие «способы к исправлению финансовой системы», а также меры по усилению правового статуса дворянства и развития «народной промышленности», дают представление о правительственных поисках в этих сферах.
В течение первой трети XIX века оформились две модели взаимоотношений верховной власти и общества, что нашло отражение в документальном наследии Сперанского. Объединенные стратегической целью укрепления российской государственности, являвшиеся тактическими средствами для ее достижения, они имели различные идеологические источники, законодательные основы и разный тип административной практики. Формирующаяся в начале царствования Александра I модель включала: либеральную философию Просвещения как ее идейный источник, предполагаемую конституцию как законодательную базу, систему усовершенствованного государственного управления как административную практику. В начале царствования Николая I необходимость упрочения авторитета абсолютной монархии, подорванного династическим и политическим кризисами ноября-декабря 1825 г., предотвращения перерастания социальной активности в антиправительственное действие, а также важность идеологической подготовки к предполагаемым реформам обусловили формирование новой модели взаимоотношений верховной власти и общества. Новая государственная идеология «Православия, Самодержавия, Народности» составляла ее идейную основу, подготовленное под руководством Сперанского во II Отделении СЕИВК кодифицированное законодательство («Полное собрание законов Российской империи» и «Свод законов Российской империи») – законодательную базу, а деятельность III Отделения и цензурных учреждений являлись административной практикой.
Конкретными задачами проекта в рамках указанной проблемы являются создание моделей научного изучения, сохранения и трансляции всего массива рукописного собрания Сперанского как инвариантного типа документального наследия государственного деятеля XIX века, формирование информационной базы данных о рукописях в виде аннотированного свода и проведение оцифровки тех из них, которые наиболее подвержены утрате.
Научное изучение будет включать комплексное выявление, археографический и текстологический анализ рукописей Сперанского, в том числе решение проблемы прочтения и атрибуции, датирования его черновых, чаще всего карандашных, автографов с очень трудно читаемым почерком. Сохранение и трансляция предполагает выявление институтов документальной памяти, анализ их функционирования в социокультурном пространстве государства и общества.
Масштаб задач определяется, как масштабностью мониторинга, т.е. направленностью на выявление всего информационного массива рукописного наследия Сперанского за 1802–1839 гг. в основных архивах Санкт-Петербурга (ОР РНБ, РГИА, РО ИРЛИ (Пушкинский Дом), РО БАН, НИА СПБИИ РАН), так и числом рукописей (около 1000) в них отложившихся и посвященных институциональной эволюции России, которым будет уделено приоритетное внимание при создании академической модели.
Комплексность задачи обуславливается тем, что целью проекта является подготовка первого в историографии аннотированного свода всего фундаментального комплекса проектов и записок Сперанского 1802–1839 гг., отражающих основные направления официальных реформаторских поисков в царствование Александра I и начале правления Николая I. Это позволит выработать принципиально новые и документально обоснованные взгляды и подходы к изучению преобразовательной политики российского самодержавия в первой трети XIX века.
Научная новизна проекта состоит в том, что впервые в отечественной и зарубежной историографии объектом исследования является процесс археографического изучения документального наследия Сперанского. Предмет исследования – весь информационный ресурс рукописного наследия реформатора за 1802–1839 гг. Для научного коллектива данная постановка темы является новой, поскольку в 2018–2020 гг. его научные изыскания были направлены на выявление, изучение и публикацию неизвестных и малоизвестных рукописей Сперанского 1826–1839 гг. Являющиеся важнейшим комплексом источников, дающих представление о функционировании системы институтов Российской имперской государственности во второй четверти XIX века, они представляют собой источниковое выражение значения проективного творчества реформатора в концептуальном оформлении николаевской модели преобразовательной политики. Данный проект направлен на полный мониторинг законодательных проектов и преобразовательных записок Сперанского за 1802–1839 гг., отложившихся в центральных и ведомственных архивохранилищах Санкт-Петербурга, создание академической модели их описания и формирование банка информационных данных о документальном наследии реформатора.
Научная новизна также обусловлена тем, что проект предполагает дальнейшее развитие и реализацию, на новом уровне исследовательских целей и задач широкой источниковедческой программы, разработанной выдающимися отечественными историками и источниковедами академиком А. С. Лаппо-Данилевским и С. Н. Валком. Проекты и записки Сперанского стали предметом исследовательского внимания еще во второй половине XIX в. В 1916–1919 гг. Комиссия «по изданию сочинений, бумаг и писем графа Сперанского» под руководством А. С Лаппо-Данилевского разработала программу по выявлению всего документального наследия Сперанского в государственных и личных архивах, которую не смогла осуществить в условиях революционного кризиса, а затем смерти организатора. Частично она была реализована в академической публикации 1961 г., подготовленной учеником А. С. Лаппо-Данилевского – С. Н. Валком, в которую вошли проективные материалы Сперанского, изъятые у него во время ссылки в марте 1812 г. (Сперанский М. М. Проекты и записки / Под ред. С. Н. Валка. М.; Л., 1961. 243 с.).
Представленный проект по сути продолжает дело А. С. Лаппо-Данилевского и С. Н. Валка, реализует источниковедческую программу, разработанную в 1916 г. В проекте предлагается оригинальная методика изучения проектов и записок Сперанского, формирования единых правил их описания и систематизации. Основанная на принципиальном положении о различных этапах создания и бытования документов, включающая анализ их трансформации из источников личного происхождения в официальные материалы, методика позволяет исследовать документальное наследие Сперанского как процесс, состоящий из различных стадий. Первая, концептуальная стадия, связанная с возникновением замысла и, чаще всего, имеющая серию набросков и вариантов, в нем представлена в наибольшей степени. На второй, завершающей, стадии, отражающей функционирование и трансформацию документов, важнейшим является выполнение целевой функции их создания и реализации в виде проектов законодательных актов и модернизационных реформ.
В качестве первого этапа будет проведено выявление текстов, принадлежащих Сперанскому (включая черновики и редакции). Поиск будет производиться, прежде всего, в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, где находится основной массив автографов и писарских копий законодательных проектов и преобразовательных записок: в личном фонде Сперанского, включающем около 3000 ед. хр. (Ф. 731), а также фонде его ближайшего сподвижника К. Г. Репинского (Ф. 637). Будет также проведено выявление официальных списков проектов и записок в фондах РГИА, где находятся материалы государственных учреждений, связанные со служебной и реформаторской деятельностью Сперанского: фонды 1148 (Общее собрание Государственного совета), 1149 (Департамент законов Государственного совета), 1155 (Кодификационный отдел Государственного совета), 1167 (Комитет 6 декабря 1826 г.), 1169 (Комитет о состояниях), 1250 (Дела и бумаги председателей и членов Государственного совета), 1251 (Бумаги М. М. Сперанского), 1261 (II Отделение СЕИВК), 1263 (Комитет министров), 1409 (СЕИВК) и т. д. В процессе исследования будут уточнены датировки документов, окончательно решены вопросы авторства, прослежена история текстов, установлена их роль в формировании законодательства, влияние на принимавшиеся итоговые решения. В ходе дальнейшей работы будут проанализированы имеющиеся редакции, копии и черновики документов, определены варианты текстов, дающие представление о ходе и процессе их создания, в том числе последнюю авторскую волю. Данная работа уже частично проделана членами коллектива.
На втором этапе планируется провести описание, систематизацию и сведение в свод законодательных проектов и преобразовательных записок 1802–1839 гг., имеющих концептуальный, завершенный характер, отражающих вклад Сперанского в оформление преобразовательной политики и оказавших влияние на законодательный процесс первой трети XIX века.
Исследовательское поле, на котором базируется предлагаемый проект, состоит из нескольких направлений. Первое представлено работами об истории и роли государственных архивов и архивного дела в реконструкции представлений о прошлом. Проблемы формирования архивных фондов государственных учреждений, неизбежно аккумулирующих официальные документы, и их влияния на создаваемые исторические нарративы оказались в фокусе исследовательского интереса в мировой науке в период распада колониальных империй. Уже на излете XX века место архивов в работе историков было подвергнуто ревизии в серии англоязычных публикаций американских исследователей (Ф. Боулс, Д. Янг). Специфика взаимодействия историков с архивными фондами и сохраненными в них документами, значение рукописного наследия для создания разнообразных интерпретативных моделей прошлого стали предметом рассмотрения в начале XXI в. в работах Фрэнсиса Блоуина и Уильяма Розенберга. Это вышедший под их редакцией сборник «Archives, Documentation and Institutions of Social Memory» (Ann Arbor: University of Michigan Press, 2006), в котором опубликована значимая с точки зрения методологии статья академика Б. В. Ананьича («The Historian and the Source: Problems of Reliability and Ethics»), а также напечатанная в Нью-Йорке в 2010 году специальная монография. Ее русскоязычный перевод — «Происхождение прошлого. “Подлинность” для историков и архивистов» — появился в 2017 году.
В современной отечественной историографии это направление, сфокусированное на проблематизации архивного института как источника документальной истории, представлено рядом исследований. Так, в 2005 году был подготовлен специальный выпуск журнала «Новое литературное обозрение» (№4 (74)), посвященный институтам памяти, в том числе и архивам, их социальной функции и роли в научном знании. Авторами статей выступили историки, сотрудники ведущих российских научных центров, в т.ч. РГГУ. В 2013 году под редакцией И. М. Каспэ вышел сборник статей «Статус документа: Окончательная бумажка или отчужденное свидетельство?», объектом научной рефлексии в котором стал архивный документ как культурный конструкт, как элемент различных дискурсивных практик. Цельное исследование архива как актора культурных процессов предпринято в русскоязычной научной литературе в отношении архивных собраний европейских университетов: в 2017 году была опубликована соответствующая монография «Биографии университетских архивов». Во вступительной статье Е. А. Вишленкова и В. С. Парсамов предложили рассматривать архив в парадигме не столько институциональной, сколько культурной истории, подчеркивая его сугубо дискурсивную природу. В то же время в современной российской историографии солидное место по-прежнему отведено традиционным исследованиям архивов. Стоит выделить работы В. П. Козлова, в том числе опубликованную в том же 2017 году монографию «Документальная память в архивоведческом знании».
Рефлексия об архивных собраниях, влияющих на выбор предмета исследования историка, закономерно ставит вопрос о формах (и даже буквально – формулярах) архивного описания документов. В условиях, с одной стороны, тенденций создания электронных архивов и систем поиска, а с другой, смещения внимания исследователей в сторону методов новой политической и социальной истории и методологии актуальной является выработка таких формуляров и аннотаций, которые отражали бы проблемные аспекты содержания документов. Особую актуальность это может иметь для таких архивных собраний, каким является рассредоточенный по архивохранилищам России корпус бумаг М. М. Сперанского. Основной разработчик учреждений модерной государственности, ее понятийного языка, М. М. Сперанский оставил массив документов, нуждающихся в систематизации, которая позволила бы исследовать новые насущные проблемы с учетом междисциплинарности социальных наук.
Архивные собрания, повествующие о жизни и государственной деятельности М. М. Сперанского, вызывали интерес уже достаточно рано, в XIX столетии, и многочисленные исследования и публикации рукописного наследия реформатора представляют второе важнейшее историографическое направление, положенное в основу предлагаемого проекта. В XIX веке научная публикация архивных документов М. М. Сперанского была стеснена цензурными условиями, потому напечатанным оказался сравнительно малый объём бумаг. В первую очередь, внимание исследователей было устремлено на подготовленный реформатором «План Всеобщего государственного образования» 1809 года. Выдержки из него на французском языке впервые были опубликованы Н. И. Тургеневым в книге «Россия и русские» (1847 г.), а спустя почти четверть века — в 1871 году — в обратном переводе А. Н. Пыпиным. В период подготовки Великих реформ интерес общества к управленческому и преобразовательному опыту Николаевского царствования обусловил публикацию ряда записок М. М. Сперанского второй половины 1820-х — 1830-х гг. из переданного в Императорскую Публичную библиотеку (ИПБ) дочерью графа собрания бумаг. В выпускавшемся историком и государственным деятелем Н. В. Калачевым «Архиве исторических и практических сведений, относящихся до России» были впервые изданы работы М. М. Сперанского, посвященные кодификации законов, модернизации государственного управления, сословной политике («О цели составления свода законов и содержании каждой его части», «Историческое обозрение изменений в праве поземельной собственности и в состоянии крестьян», «О крепостных людях», «О государственных установлениях», «Замечания о губернских учреждениях», «О состояниях», «О силе действия закона» и др.). Ряд других записок Сперанского из собрания ИПБ, вместе с его перепиской и дневниками, были опубликованы в 1872 г. в сборнике, приуроченном к столетию со дня его рождения. Среди них были работы о крепостном праве и законодательстве: «Меры к устройству городских и казенных сельских обывателей», «Изложение законов», «Порядок и его следствия в государстве» и др.
Заведующий Рукописным отделением ИПБ А.Ф. Бычков составил и опубликовал в годовом Отчете библиотеки за 1877 год подробное описание рукописей М.М. Сперанского из собрания К.Г. Репинского, одного из ближайших сотрудников реформатора. По-видимому, именно с этого времени можно зафиксировать устойчивый интерес исследователей к многочисленным проектам и другим документам М.М. Сперанского. Наиболее известная часть «Плана» 1809 года «Введение к Уложению государственных законов» впервые полностью была опубликована Н. К. Шильдером в приложении к труду об Александре I в 1897 году, но по неисправному списку, а спустя два года по подлинному черновому списку В. И. Семевским (Историческое обозрение. Т. 10. СПб., 1899. С. 1-62).
Именно В. И. Семевского можно назвать ведущим специалистом по рукописному наследию М. М. Сперанского в позднеимперский период. По его инициативе в марте 1916 года Секция русской истории Исторического общества при Императорском Петроградском университете приняла решение о необходимости академического издания документов и сочинений М. М. Сперанского (в связи с приближающимся 150-летним юбилеем со дня рождения реформатора). Для реализации этого амбициозного проекта была образована Комиссия «по изданию сочинений, бумаг и писем графа М. М. Сперанского», которую возглавил академик А. С. Лаппо-Данилевский. Всего в Комиссию входило 27 видных специалистов по российской истории и праву (И. А. Бычков, С. Н. Валк, Н. В. Голицын, А. А. Корнилов, Б. Л. Модзалевский, А. Э. Нольде, С. В. Рождественский, В. И. Семевский и др.). Комиссией был выработан масштабный план проекта.
Основные усилия было решено сосредоточить на архивных изысканиях, археографической подготовке и издании рукописного наследия М. М. Сперанского, а также источников о его жизни и деятельности. На первом этапе был составлен перечень архивов, которые предполагалось исследовать, выработана методика этапов работы (подготовка полного реестра выявленных рукописей, их систематизация, переписка, издание). Единственный выпуск трудов Комиссии вышел в 1916 г. В него вошла опись документов, изъятых у Сперанского при отправлении в ссылку в 1812 г. (Опись бумаг М. М. Сперанского 1812 г. / Под ред. Н. В. Голицына. Пг., 1916. 51 с.). С. В. Вознесенским была составлена библиографическая картотека, включавшая более 2,5 тыс. работ, так или иначе относящихся к жизни и деятельности реформатора (ПФА РАН. Разряд 4. Оп. 1. Т. 1. Д. 245). Революционные события 1917 года, последовавшая Гражданская война и смерть А. С. Лаппо-Данилевского прервали работу Комиссии (Александров А. А. Комиссия по изданию сочинений, бумаг и писем графа М. М. Сперанского // Археографический ежегодник за 1993 год. М., 1994. С. 172–188). Возобновить не столько Комиссию, сколько направление ее деятельности в 1950-е гг. попытался выдающийся отечественный археограф, историк-источниковед С. Н. Валк. Им была подготовлена программная статья, в которой подчеркивалась необходимость издания документов Сперанского «в надлежащем виде» (Валк С. Н. Законодательные проекты М. М. Сперанского в печати и в рукописях // Исторические записки. Т. 54. М., 1955. С. 464–472). Первый опыт такого предприятия был осуществлен в 1961 году, когда свет увидел подготовленный под руководством С. Н. Валка сборник «М.М. Сперанский. Проекты и записки» (М. М. Сперанский. Проекты и записки / Под ред. С. Н. Валка; подгот. к печати А. И. Копанев, М. В. Кукушкина. М.; Л., 1961). Издание, выполненное на высоком научном уровне, содержало ряд наиболее значимых проектов М. М. Сперанского периода 1802–1809 гг. С. Н. Валк предложил ряд археографических и источниковедческих приемов для организации работы над рукописями М.М. Сперанского, подчеркивал необходимость продолжения работы по публикации творческого наследия реформатора. Почти одновременно с выходом публикации, подготовленной С. Н. Валком, М. Я. Стецкевич было завершено описание основного собрания рукописей М. М. Сперанского в Публичной библиотеке (Каталог фонда М. М. Сперанского / Гос. публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1962).
Конец XX — начало XXI вв. характеризуются появлением монографий и диссертаций, посвященных биографии М.М. Сперанского и его взглядам на различные аспекты государственного строительства. Однако предпринимавшиеся публикации его рукописного наследия, как правило, осуществлялись под заголовком «Избранное» и включали уже напечатанные С. Н. Валком или еще раньше проекты и записки.
Таким образом, при реализации предлагаемого проекта необходимо учитывать уже накопленный опыт предшественников, однако при дальнейшем развитии классической для российского источниковедения практики выявления и археографического описания исторических источников в проекте будет предпринята также попытка новой систематизации документального наследия М. М. Сперанского. Тематически в центре внимания окажутся два больших раздела – государственное управление и сословная политика. Новым элементом археографического описания текстов М. М. Сперанского на государственные и общественные темы станет разработка списка ключевых понятий (концептов), лексическая контекстуализация которых важна для исследования изменений их исторической семантики во времени. Составление нового аннотированного указателя текстов может стать основой для развития исследований в рамках постоянно развивающейся и обновляющейся истории общественно-политических понятий в России и о России. Одна из новейших и ключевых работ о применении подходов истории понятий к российскому материалу, с одной стороны, констатирует вероятность эклектики классических методов и жанров для исследования российского политического языка прошлого, с другой – указывает на явную недостаточность эмпирического материала «для синтетического труда по русской истории понятий, по какому бы принципу он не был организован» («Понятия о России»: К исторической семантике имперского периода. Т. 1. М., 2012. С. 38.). Исследование семантических значений, социокультурных, политических и темпоральных контекстов таких важных понятий как государство, закон, гражданство и гражданин, конституция и др. имеют уже солидную русскоязычную историографию (помимо упомянутого двухтомника, например: Исторические понятия и политические идеи в России XVI–XX века / Под ред. Н. Е. Копосова. СПб., 2006; Очерки исторической семантики русского языка раннего Нового времени / Под ред. В. М. Живова. М., 2009; Понятие государства в четырех языках / Под ред. О. Хархордина. СПб., 2002 (а также другие работы этого автора); Эволюция понятий в свете истории русской культуры / Под ред. В. М. Живова, Ю. В. Кагарлицкого. М., 2012, а также работы А. И. Миллера, М. Б. Велижева и др.), постоянно прирастающую новыми работами и даже форматами (научно-популярная серия «Азбука понятий», издаваемая Европейским университетом в Санкт-Петербурге). В последнее время интеллектуальная история понятий актуализируется либо в коллективных проектах, посвященных применению одного из подходов к российским реалиям (Кембриджская школа. Теория и практика интеллектуальной истории / Сост. Т. М. Атнашев, М. Б. Велижев. М., 2018), либо в исследованиях трудно улавливаемых процессов реализации властью социального контроля через ряд ключевых понятий, анализ которых предлагает более широкий взгляд на проблемы взаимоотношений власти и общества (Марасинова Е. Н. «Закон» и «гражданин» в России второй половины XVIII века: Очерки истории общественного сознания. М., 2017 и др. работы автора; статьи С. В. Польского, Е. А. Правиловой), традиционно разрабатываемые в российской историографии по оси «власть — реформы». Изучение вопросов саморепрезентации власти сначала в зарубежной, а затем и российской историографии привело к наблюдениям исследователей за риторикой производимых во властной среде текстов (публичных и внутренних; работы Р. Уортмана, Б. П. Маслова). И хотя этот поворот не связан напрямую с классической историей понятий, тем не менее, наводит на мысль о важности дискурсивных (риторических, лексических) контекстов, в которых функционировало понятие, формировавшее своего рода семантическое поле. Наследие М. М. Сперанского, создававшего институты и их язык, знавшего тексты европейских философов и государственных деятелей, состоит из колоссального количества текстов, археографическо-«понятийная» роспись которых обогатит новыми вопросами и находками историка идей и понятий, начиная от наблюдений за словоупотреблением до исследований перевода и понятийных трансферов и их адаптаций в русском общественно-политическом языке.
Выявление массива остающихся неопубликованными проектов, записок, набросков М.М. Сперанского по широкому кругу вопросов государственного управления и сословной политики, а также необходимая систематизация, аналитическая обработка и подготовка модели археографического описания означенных рукописей требует использования достаточно обширной палитры методов. В первую очередь, должна использоваться вся совокупность методов исторического источниковедения. Реализуя задачу внешней и внутренней критики источников, члены научного коллектива будут опираться на методы текстологии. Выявление протографов списков разнообразных проектов реформатора, составление генеалогических схем их редакций, атрибуция документов, – таков круг текстологических задач, стоящих перед исследовательским коллективом. Будут использованы и традиционные методы исторического исследования. Сравнительно-исторический метод позволит провести анализ проектов М. М. Сперанского и других практиков законотворчества первой трети XIX века, установить взаимосвязи между рукописями, зафиксировать процесс вызревания тех или иных проектов с учетом разнообразных влияний, которые испытывал реформатор.
Внимание к обстоятельствам частной жизни М. М. Сперанского, перипетиям его служебной карьеры, без учета которых реконструкция его законотворческой деятельности в области государственного управления и сословной политики, не может считаться полной, требует использования биографического метода.
Предполагаемые подходы к изучению рукописного наследия М. М. Сперанского отражают весь спектр затрагиваемых проектом научных проблем. Традиционный историко-юридический подход позволяет аналитически рассмотреть цепь законодательных инициатив и проектов реформатора, выявив общие тенденции с европейским законотворческим процессом первой трети XIX века и определив особенности.
Новые подходы, инициируемые в отношении рукописей М. М. Сперанского, связаны как с ясными археографическими целями проекта, так и с фундаментальными исследовательскими задачами, в решении которых проект играет роль стартовой точки. В отношении отложившихся в архивах в разной степени сохранности документов реформатора будет использоваться комплексный архивоведческий подход, направленный на выявление, формализованное описание и представление текстовой и внетекстовой информации о рукописях. Особое значение имеет подготовленный в результате осуществления проекта реестр наиболее ветхих архивных документов М. М. Сперанского, отличающихся угасанием карандашных записей, хрупкостью писчего материала и потому требующих в дальнейшем использования технических и естественнонаучных методов экспертизы, консервации, реставрации и оцифровки.
Научные задачи изучения рукописного наследия М. М. Сперанского в широком историко-культурном контексте Александровской эпохи и Николаевского царствования, учитывающем двуязычность документов, известную сложность точной передачи терминов европейского права в российское законодательство того времени, требуют обращения к подходам современного широкого историографического поля по исследованию истории понятий. Восходящая к штудиям Райнхарта Козеллека история понятий представлена сегодня целым рядом направлений, изучающих социально-политическое словоупотребление в XVIII–XIX вв., трансферы западноевропейских понятий в другие регионы мира, политическую риторику в трудах крупных государственных деятелей и мыслителей. Предлагаемый проект направлен на накопление необходимого эмпирического материала о политическом языке М. М. Сперанского и может послужить делу подготовки обобщающего труда по истории понятий в Российской империи.